Japson's Undeground: Бокс и нуар <
Статьи
Кино
Бокс и нуар
03-06-2022
Фильм: Тело и душа
Movie: Body and Soul
Год: 1947
Режиссер: Robert Rossen
Страна: США
Я не фанат фильмов о кулачных боях, где в решающем бою герой меняется внутренне и тем самым преображается, находит себя, цель в жизни и тому подобное. Все это настолько однообразно, что начинал смотреть двухчасовой фильм «Тело и душа» с мыслью, что досматривать, возможно, буду на перемотке. История, рассказанная в фильме, оказалась с душой и характером, так что остался довольным от просмотра.
«Тело и душа» — независимый фильм, снятый продюсерской группой Джона Гарфилда после его ухода из Warner Bros. Гарфилд стал лицом еще полностью не определившегося жанра нуар. Физиономия Гарфилда идеально подходила для данного жанра, и актер использовал ее по максимуму, например, в таких фильмах, как «Почтальон всегда звонит дважды (The Postman Always Rings Twice)», 1946 и «Он бежал всю дорогу (He Ran All the Way)», 1951. Он играл боксеров и до «Тела и души», но в этой картине нет сентиментальной романтичности и комедийной легкости, характерных для ранних фильмов.
Фильм со скромным бюджетом не мог сравниться с аналогичными «навороченными» релизами больших студий. Гарфилд лично нанял кинооператора Джеймса Вонга Хау. Хау использовал неудобные кадры в тесных помещениях, и зритель не увидит грандиозных кадров кричащей толпы, так часто встречающихся в боксерских эпопеях.
Из интервью Джеймса Вонг Хау: Поскольку Гарфилд работал на свою собственную компанию, он установил себе минимальную зарплату. Именно, Гарфилд хотел заполучить меня для «Тела и души». Мы сделали вместе довольно много фотографий, и благодаря этому, я понял, как Джонни работает и как его нужно снимать. Ему нравилось, как я работаю, потому что я давал ему много свободы. Я не рисовал на полу кучу меток, где он должен был наносить удар; я давал ему больше пространства для работы, при этом не выходя из фокуса или освещения ламп. Он очень переживал поэтому поводу, и боялся, что получится плохо — расфокусировано или недостаточно света.
Хау понимал, что небольшое расфокусирование добавляет драматизма. Это, безусловно, сработало во время сцен борьбы в фильме. Хау снимал некоторые кадры драк с помощью ручной камеры, стоя на роликовых коньках.
Режиссер Россен и монтажеры Фрэнсис Д. Лайон и Роберт Пэрриш умеренно использовали эти кадры в готовом фильме. Тем не менее, это самые запоминающиеся кадры в сценах драк. Вид потного и окровавленного Гарфилда с камеры, снимающей с руки, придает сценам ощущение документального кино.
Фильм начинается с того, что чемпион по боксу Чарли Дэвис (Гарфилд) просыпается от кошмара. Он приезжает домой к своей матери, с которой живет его бывшая девушка. Мать шокирована его появлением и в конце концов выгоняет Чарли из дома. Он напивается и на следующий день с глубокого похмелья начинает готовится к главному событию вечера — боксерскому поединку. За участие ему заплатят 60 тысяч. Чарли начинает вспоминать начало своей боксерской карьеры, события и поступки, которые привели его к этому «проплаченному» поединку и к разрушенным отношениям с семьей и друзьями.
С воспоминаниями все не так просто. Чарли Дэвис видит, как его отец погибает от взрыва в соседнем магазине, который устроили местные мафиози. После этого им с матерью пришлось закрыть кондитерскую. Он решает заняться боксом вопреки желанию своей матери (Энн Ривер в этой ипостаси сделала карьеру на роли матерей в фильмах 40-х годов). Его лучший друг Шорти становится менеджером Чарли Дэвиса, и он быстро убеждает хорошего тренера по боксу рискнуть попробовать молодого еврейского беспризорника. После серии успешных поединков Куинн (Уильям Конрад) добивается для Дэвиса титула чемпиона. Все это имеет свою цену. Куинн продает своего боксера мафиози, который владеет нынешним чемпионом.
Здесь рушится любовная связь нашего героя. Девушка не поддерживает его отношения с мафией, а мать отрекается. Все это из-за продажности боев, с заранее оговоренным результатом. Но Чарли не остается один, у него деньги — к ним липнут девушки с пониженной самооценкой. Шорти тоже требует от Чарли отмены связей с мафией, но кое-кому бабло уже вскружило голову. Менеджер-друг теперь и не менеджер, и не друг.
Все эти драмы в личных отношениях не волнуют молодого боксера. У него есть шанс стать чемпионом, и он убедил себя, что, став чемпионом, он сможет взять свою карьеру в свои руки и все исправить. Он заработает бабла и станет хорошим. Ну-ну.
Чарли убеждает себя, что смерть Шорти — это несчастный случай, а не прямой результат его собственных связей с мафией.
Это вторая режиссерская работа Россена после столь же жесткого (но несколько сумбурного) фильма «Джонни О’Клок (Johnny O’Clock)», 1947. Про Johnny O’Clock я еще напишу — отличный фильм. Сценарий «Тело и душа» был написан Авраамом Полонским, который впоследствии стал сценаристом и режиссером «Силы зла (Force of Evil)», 1948 Гарфилда.
Фильм вызвал тревогу в некоторых вашингтонских кругах из-за якобы левацкой «антикапиталистической» темы. На самом деле, фильм представляет собой список будущих талантов, попавших в черный список, когда началась «охота на ведьм». Полонский, Гарфилд, Гоф, Ревир и даже бывший боксер Канада Ли были внесены в черный список. Режиссер Россен сначала отказался давать показания на слушаниях HUAC, но затем назвал имена и признался, что в начале 50-х годов состоял в коммунистической партии.
Вернемся к кино. Бокс всегда был — и всегда будет — управляться преступным миром, который использует боксеров в своих интересах, пытаясь нажиться. Это делает его идеальным видом спорта для фильма-нуар.
Несколькими годами позже, в 1949 году выйдет порочный фильм «Чемпион (Champion)», а фильм «Подстава (Set-Up)» в том же 49-м станет лучшим фильмом в данной теме. Но у «Тело и душа» есть своя уникальная жесткость в освещении событий боксерского бизнеса.
Некоторые из оригинальных сюжетных линий того времени кажутся утомительными при просмотре. Но надо признать, что все современные фильмы о боксе подражают и копируют данную кинокартину. Я убежден, что франшиза «Рокки» не существовала бы, если бы не «Тело и душа». Почти все сюжетные линии «Тела и души» использованы в «Рокки».
«Я никогда в жизни не видел ничего подобного. На толпу зрителей опустилась великая тишина. Кажется, они чувствуют, что их хотят убить. В глазах Марлоу — страх, Дэвис ищет выход», — шепчет диктор боксерского радио во время финала. Посмотрите, это великое кино.
Comments with:
A
B