Japson's Undeground: Сокровище дрим-попа <
Статьи
Музыка
Сокровище дрим-попа
25-04-2020
Самый неоднозначный альбом в стиле дрим-поп. Его считают основой для культового жанра 90-х — шугейза. Неземной и потусторонний. Элизабет Фрейзер изобрела свой фонетический язык, и сделала его музыкальным инструментом. В России нечто подобное попробует сделать Жанна Агузарова, когда займется сольной карьерой. Если перевести название альбома «Treasure», то получится «Сокровище». Музыкальной драгоценностью является данный альбом в моей жизни.
Данная пластинка вышла в 1984 году. В России мы ее увидели в продаже в 1990 году, если память мне не врет. Обычная пластинка в магазине стоила 3 рубля 50 копеек. Андрей Тропилло пиратил западных исполнителей по 4 рубля 50 копеек. Вот теперь представьте цену в 12 рублей в обычном государственном магазине. Кокто Твинс стоили очень дорого. В магазинах они были обречены лежать вечно. Особенно в небольших городах, где только меломан-маньяк в большом перепитии с деньгами в кармане мог позволить себе шикарный жест — купить пластинку со странной мрачной обложкой.
Cocteau Twins - Lorelei
Я прочитал про группу и альбом в самиздате — независимой печатной прессе. Самиздат – это история меломанской культуры. Человек послушал альбом, а не Рабинович ему напел, он меломан, иначе подобная вещь до него не дошла бы физически. Он разбирается в музыке, умеет правильно выражать мысли, тусуется с ребятами, у которых есть возможность выпускать некий копированный самиздат на ксероксе или ризографе, который стоит в институте картографии, например. Короче, авторитетный меломан написал добрые и очень умные слова про этот альбом. Я решил рискнуть и отдал 12 рублей из своей сорокарублевой стипендии.
Хватит лирики воспоминаний, вернемся к ней позже. Давайте поговорим о музыкальной составляющей неоднозначного шедевра дрим-попа.
Альбом является прекрасным примером того, чем может стать поп-музыка, когда ты не следуешь стандартным форматам образования попсы. Музыкальная текстура должна создавать настроение, но не обязана быть легкой для запоминания. Сэмплирование. Именно, оно близко концепции «Сокровища». Ты выбираешь на компьютере сэмплы, лупы, которые тебе хочется слышать сейчас, и приятный музак тебе гарантирован. Близнецы Кокто придумали это до того, как это стало лаунджем.
Cocteau Twins - Cicely
Лидер группы Робин Гатри описал свою музыку, как импрессионистическую. Роберт Смит (The Cure) сказал, что когда он готовился к свадьбе, то слушал на репите Treasure, потому что это самый романтичный звук, который он когда-либо слышал. Следует учитывать факт будущего распада группы, а точнее плотные наркоманские пристрастия Робина Гатри, которые в определенный момент пошли в разрез с изменившейся моралью Элизабет Фрейзер.
Основатель лейбла 4AD Иво Ваттс-Рассел предложил в качестве продюсера для третьего альбома группы знаменитого Брайна Ино. Моднячий Ино только что спродюсировал альбом U2 «The Unforgettable Fire». Брайн встретился с группой и понял, что он лишний. «Я очень польщен данным приглашением. Но, ребята, вы использовали такой нестандартный ревербератор на альбоме «Head Over Heels», что я для вас просто слабак. Вы гении музыки и инструментов, вы сами себе продюсеры. Робин, делай так, как тебе нравится. Ты должен сделать это сам».
Запись альбома производилась в стрессовой ситуации. У группы не было знаменитого брэнд-нейм продюсера, в студии их подгоняли, чтобы не занимали время, которое деньги. Саймон Раймонд, бассист группы на период записи Treasure, вспоминает это так: «Это была самая непростая запись в моей жизни. Мне она кажется до сих пор незавершенной. Нас постоянно демотивировали тем, что у нас мало времени на запись. Из-за этого стресса мы старались записывать все очень быстро, что определенно сказалось на настроении альбома».
Вот здесь, в воспоминаниях Саймона Раймонда, отличного композитора и музыканта, я понимаю откуда такая атмосферная плотность звука в альбоме. Им не давали «разпинкфлойдиться».
Самым большим шоком для продюсеров было отсутствие текстов в альбоме. Оглядываясь назад, я абсолютно уверен, что это было самое лучшее изобретение в музыкальной индустрии на тот момент. Есть две версии, что произошло. Выбирайте любую.
Cocteau Twins - Ivo
Иво Ваттс-Рассел (основатель лейбла 4AD): «Мне позвонил Робин Гатри и сказал, что Элизабет совсем плохо. Типа, передоз. Она несет какую-то пургу, но я ее записал и она прекрасно легла на музыку. Смысла в ее словах-звуках он не нашел, но звучит красиво».
Робин Гатри (лидер группы): «Лиз была странной. Она всегда чувствовала себя некомфортно, когда мы были под дозой. Когда она торчала с нами, то говорила, что слышит «голос Бога», который понятен лишь ей одной. Потом ее накрывало очень плотно, она пряталась в укромных уголках и записывала послание от Бога. Нам не дано его понять по ее словам. Вот такой лютый писец».
В этих воспоминаниях главных героев есть определенная связь: отношения у них были замечательные, об этом можно судить по заглавному треку, который называется Ivo. Песня с именем главы лейбла лучшей андеграудной музыки открывает альбом.
Это был первый альбом Cocteau Twins с Саймоном Раймондом. Саймон повлиял на саунд группы, добавил интересных бассовых текстур и сделал звучание более воздушным и атмосферным. По воздуху лучше песни Otterley не найти. Ты просто паришь...
Cocteau Twins - Otterley
Названия песен имеют псевдомифологическую связь. По словам Элизабет: «Я подумала, что это хорошая идея связать песни между собой. Людям, интересующиемся подобными вещами, это должно понравиться. Они поймут, что это не имеет ничего общего с мифологией и всей этой ерундой. Я надеюсь, что из нас не сделают новых мессий или мифологических персонажей».
Очень важным элементом саунда является электронная барабанная установка EMU Drumulator. Модель на тот момент мало известная, но очень зарекомендовавшая себя, после выхода данного альбома. Ее использовали в дальнейшем Tears for Fears и Depeche Mode для получения оригинального ритма в некоторых песнях.
Робин Гатри немного перепрограммировал ударные, тем самым сделав их полностью уникальными. Оригинальность саунда ударных можно услышать в композиции Persephone. Учитывайте, это 1983 год. Программирование аппарата было утомительным занятием, но Робин был упертым и удолбанным наркоманом.
Cocteau Twins - Persephone
После выхода альбома группа получила повышенный интерес к своему творчеству. СМИ обеспечили большую явку на концерты. 8 недель альбом торчал в чартах на 29 месте. На первом месте вертелся хит Джорджа Майкла и его группы Wham! Надеюсь, все помнят этот медляк «Careless Whisper»?
Забудем про Майкла. В инди-чартах альбом «Сокровище» занял второе место! Это был самый успешный альбом 4AD на 1984 год. Критики не оценили альбом. Что же об этом говорят сами музыканты:
Робин Гатри (лидер группы): «Я никогда не любил этот альбом. Возможно из-за той атмосферы, что творилась тогда. Это было какое-то аристократическое, выпендрежное шоу. Мне не понравилось всё, мне стыдно за этот альбом».
Саймон Раймонд (бассист альбома): «Мы записали кучу песен. Я не видел концептуальности. Это выглядит, как незавершенная запись. Наверное, это худший альбом в истории моих записей».
Альбом был выпущен без рекламы. Не было синглов, почти не было анонсов. Модное видео, на тот момент, прошло мимо этого альбома.
Treasure, несомненно, является одним из самых интересных альбомов группы и эпохи 80-х. Он создал самый лучший сказочный пейзаж своего времени. Музыка отключает слушателя от реального мира, создает странную атмосферу и ауру, которая ведет к свободному общению.
Cocteau Twins - Pandora (For Cindy)
Исторически у группы это не самый удачный альбом, но влияние его на современную музыку очень заметно. Только большинство музыкантов использовало это безалаберно и отвратительно по отношению к Cocteau Twins.
Ну а теперь вернемся к моей личной истории. Я прослушал пластинку несколько раз. Читал тексты непонятные, много думал о том, почему я дурак и меня не прёт. Вперло меня где-то через полгода. Рокерам и адептам меломанства настоятельно рекомендуется данный альбом. Благодаря ему я открыл для себя Ministry, Cure, Nick Cave и других.
Сложно назвать лучший альбом, если ты меломан. Проще назвать любимую вокалистку. У меня это Лиз. Своего самого любимого альбома не назову, но альбом, который открыл мне многогранность музыки — Treasure.
Все песни поста:
 
Comments with:
A
B