Нежеланные гости
12-03-2021
Фильм: Гости
Movie: Visitors
Год: 1972
Режиссер: Elia Kazan
Страна: США
Movie: Visitors
Год: 1972
Режиссер: Elia Kazan
Страна: США
Брайан Де Пальма (Brian De Palma) как-то рассказал в интервью, что фильм «Военные потери» (Casualties of War, 1989) основан на той же самой реальной истории, что и «Гости». Фильм Де Пальмы является своеобразным приквелом картины Элиа Казана. В «Военных потерях» персонаж Шона Пенна в суде обещает отомстить персонажу Майкла Дж. Фокса.
Элиа Казан – культовая личность в кинематографе. Он создал такие шедевры, как «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли, «К востоку от Эдема» с Джеймсом Дином и «Лицо в толпе» с Энди Гриффитом. Потом в США началась охота на ведьм, связанная с антикоммунистическим движением, и карьере Казана, стороннику левых взглядов, пришел конец. Малобюджетный проект «Гости», предпоследняя полнометражная работа режиссера.
Отличительными чертами картины являются эмоциональная насыщенность и реалистичность происходящего. Нигилистическая история о психологически травмированных вьетнамских ветеранах получилась тревожной и жестокой по событиям.
Фильм снят на крупнозернистую 16-ти миллиметровую пленку и выглядит любительским.
Это первое и ложное впечатление, режиссер — настоящий мастер, он держит темп, выдерживает тон повествования. Ощущение неотвратимости неизбежного кошмара нарастает, как метафорическое облако тьмы, нависшее на фермой, где происходят события. Фильм труден для восприятия своей неослабевающей мрачностью. Актер Стив Рэйлсбек — мастер создания психоза на экране. Это его дебют, через восемь лет мы его увидим в главной роли в фильме «Трюкач».
Сценарий написал сын режиссера Крис Казан. Отец и сын рассказывают нам историю, которая ставит перед зрителем моральную дилемму. Может ли военный доносить на своих сослуживцев? Является ли мораль выше неписаных кодексов воинской чести?
Персонаж Джеймса Вудса (тоже дебютная роль) дал показания против своих боевых товарищей и не жалеет об этом. О чем он сожалеет, так это о том, что у него не хватило смелости остановить военное преступление. Он один несет моральное бремя и не раскрывает подробностей своей супруге Марте. Отец Марты, ветеран Второй Мировой войны, придает большее значение военным кодексам чести. Гости, виновники вьетнамского военного преступления, отсидели свой срок, и теперь решили навестить человека, отправившего их за решетку.
Фильм интересен не только очевидным взаимодействием «разоблачителя» с преступниками. Он смотрит на персонажей и события со стороны. Марта, носит очки и длинные юбки до приезда гостей, и предпочитает отказаться от очков и носить короткие юбки, что добавляет еще одно измерение к развитию сюжета. Отец Марты, смотрит спортивную игру по телевизору и сравнивает ее с войной, что это не более, как игра, противопоставление двух команд. Марта и ее отец, сами того не подозревая, дают разрешение на последующие события. Они не задумываются над своим поведением. Отец, даже, предлагает незваным гостям остаться.
Гости – это хорошо продуманное произведение. Если ты пацифист, придерживаешься своих взглядов, то тебя нельзя считать мужественным, ты — не мужик. Так думает большинство в обществе. В фильме исследуется психология различных персонажей, их ценности, как личностей. Что вкладывает человек во фразу «Я прощаю тебя»? Что на самом деле он имеет в виду?
Фильм имеет свою собственную индивидуальность, личность. Это очень зрелая картина режиссера Элиа Казана. Жаль, что большинство американских кинокритиков либо проигнорировали эту работу, либо разгромили ее, основываясь на личной неприязни к режиссеру из-за «охоты на ведьм». Пришло время оценить картину, найти мужество признать актуальность темы и в современном обществе.
Атмосферность фильма Быкова «Сторож» очень близка к этому фильму. Местами — один в один.