Вижу не то, что слышу (фильм: Бешенные псы)
01-06-2019
Самая узнаваемая сцена в "Бешенных псах" — это отрезание уха копу мистером Блондином, во время которой Мистер Блондин исполняет танец под песню группы Stealer’s Wheel 1973 года "Stuck in the middle with you (Застрял посередине с тобой)". Песня звучит в противовес насилию, которое происходит в сцене. Кажется, что, то вы видите и слышите, выглядит нелепо, но тем не менее эта одна из гармоничных и интересных сцен фильма. Все это выглядит, как провокация, и у зрителя создается ощущение, что его макнули в какое-то дерьмо.
Stealers Wheel - Stuck In The Middle With You
Когда фильм показали на испанском фестивале ужасов в Ситжесе, несколько человек, в том числе режиссеры Уэс Крейвен и Рик Бейкер, вышли из зала во время сцены отрезания уха. Бейкер сказал Тарантино: "Вы занимаетесь реальным насилием, и я не могу с этим смириться". Харви Вайнштейн из Мирамакса, купивший фильм, пытался убедить Тарантино убрать эту сцену. Тарантино отказался, и в итоге, прокат фильм прошел не очень удачно, но было продано в два раза больше видеокассет, чем ожидалось. В Великобритании, где продажа на видеокассетах была запрещена, фильм получил культовый статус после шоу Rocky Horror Picture Show.
Защитники отмечали, что тон фильма частично комический, подчеркивая его нереальность, а количество трупов в фильме небольшое в сравнении с другими жестокими фильмами. Да и процесс отрезания не показан.
Зрители разбились на два лагеря. Одни воспринимали сцену, как кино и не более, другие видели во всем этом беспричинное насилие, что вселяло в них ужас.
Один из критиков назвал сцену "излишне садистской", и не понимает обоснованность её присутствия в фильме. Тарантино называет сцену одной из самых любимых, он долго придумывал что-нибудь такое, что позволило бы ему вторгнутся на личную территорию каждого зрителя. Данная песня здесь играет особую роль.
На протяжении фильма мы слышим на местном радио передачу "K Billy’s Sounds of the 70s". Диджей объявляет песни, комментирует их, звучат рекламные объявления, создается определенная атмосфера.
Тарантино и Роджер Эвери (один из авторов сценария) написали все рекламные ролики, редакторские вставки, новости. Пригласили несколько актеров, и в результате создали целый мир, который и звучит на радио.
Диджей, озвученный комиком Стивеном Райтом, объявляет песню "Застрял посередине с тобой" так: Джо Иган и Джерри Рафферти были дуэтом Stealer’s Wheel, когда они записали эту попсовую жвачку в стиле Дилана в апреле 1974 года.
Песня имеет ключевое значение, потому что она буквально подчеркивает необоснованность насилия. Её "поп-жвачная мелодичность", как отметил Тарантино, делает насилие в кадре еще более неприятным. Ты смотришь на экран, а внутри тебя появляется тревога: Да, что не так с этой картинкой на экране?
Так что же это: чистое кино, со слов Тарантино, или чистый ужас, по мнению многих обозревателей?
Обе точки зрения сходятся во мнении, что песня, в силу своей положительной эмоциональности, убаюкивает аудиторию, вводя её в ощущение ложной безопасности, тем самым увеличивая шок от садистских действий мистера Блондина.
Зрители говорят себе: "Конечное, он не собирается пытать копа, песня слишком хороша для этого". Критик Элла Тейлор пишет: Меня просто бесит эта сцена, технически она хороша, но больше в ней ничего нет!
Зритель психологически ассоциирует себя с копом, песня располагает к этому, есть некая надежда на счастливый финал. Трагедии не должно быть, зритель боится пыток. Но в следующий момент ухо отрезано! Потеряно чувство безопасности, песня больше не несет его, зрительская идентификация себя с копом тоже разрушена, точнее отрезана вместе с ухом. Что происходит? Зачем нужна была в такой сцене эта песня? Возникает ощущение не связанности, но это не так. Тарантино всё же мастер кино.
В песне есть моменты, которые, совпадают с тем, что мы видим на экране.
I'm so scared in case I fall off my chair
(Мне так страшно, если я упаду со стула)
— строчка прям про копа.
It's so hard to keep this smile from my face
Losing control and running all over the place
Losing control and running all over the place
(Так сложно скрыть улыбку с моего лица
Теряю контроль и бегаю повсюду)
Теряю контроль и бегаю повсюду)
— это про мистера Блондина.
Когда мы видим противоречие между визуальными и слуховыми образами, то пытаемся отыскать некий смысл, который должен связать образы друг с другом. На самом деле нам нужно связать их с нашими чувствами.
Было высказано предположение, что когда слова "пожалуйста...пожалуйста" в песне постепенно исчезают, а мистер Блондин возвращается на склад с канистрой бензина, это подчеркивает почти невыносимое положение патрульного. Центральная тема песни говорит нам, что коп "застрял посередине" с мистером Блондином, которого вполне можно назвать "шутником" или "клоуном".
Clowns to the left of me! / Клоуны слева от меня!
Jokers to the right! / Шутники направо!
Here I am stuck in the middle with you. / Я застрял посередине с тобой.
Jokers to the right! / Шутники направо!
Here I am stuck in the middle with you. / Я застрял посередине с тобой.
Но такие совпадения слишком слабы, чтобы согласовать их с событиями происходящими на экране. Нет устойчивой связи текста песни с происходящим. Слишком фрагментарно, нет идентификации персонажей.
Тем не менее, есть совпадение на более общем уровне, это ощущение дискомфорта. В песне место действия — это вечеринка, в фильме — место пыток. В обоих ситуациях происходит дистанцирование персонажей, в песне певец связан с окружающими его клоунами и шутниками, в фильме корреляция проходит на уровне "хозяин - раб" между Блондином и копом. Подтверждение этому — отрезанное ухо.
Существует второй, более интересный тип совпадения, тесно связанный с первым. Песня создает ощущение безопасности, как противопоставление окружающему дискомфорту. Она. как звуковое противоядие от визуального окружения. Но самое страшное, песня создает ощущение безопасности неизбежного.
Эта безопасность не подразумевает: "Он действительно собирался отрезать ему ухо, но я этого не ожидал", а согласуется с неизбежностью - "Я все время знал, что он отрежет ему ухо, но предпочел думать иначе".
Это смещение акцентов вызвало желание у многих теоретиков кино не смотреть фильм. Происходит внутреннее противостояние зрителя и слушателя. Визуальное отрывается от аудильного, и нам показывают этот разрыв на экране. Другими словами, песня отделена от того, что мы видим, а ухо отделено от тела.
С позиции "чистого кино", то что мы видим и слышим, находится в противостоянии к друг другу, но и в то же время имеется много общего; разные и одинаковые одновременно. Позиция "чистого ужаса" возникает в момент отождествления себя с копом. Но в определенный момент нас вытаскивают из этой мнимой безопасности, она разрушается и это очень сильно пугает.
Песня работает по двум направлениям, поддерживает двойственность происходящего. Как и герой песни, мы находимся в замкнутом пространстве, нас окружают шутники и клоуны, мы боимся упасть, потерять контроль, попасть в мир беззакония.
С другой стороны мы самодостаточные люди, которые находятся в пространстве закона, ужасаемся этим отвратительным вещам (отрезанное ухо), и мы получаем удовольствие от того, что можем испытывать отвращение по отношению ко всему этому.
Песня, казалось бы, безобидная и успокаивающая, оказалась намного сложнее. Она является ключом к позиции "вижу-слышу", в которой отвращение и желание усиливают друг друга и гарантируют разрушения целостности нашего прошлого опыта визуальных и аудильных образов.
На словоизлияние натолкнул материал: Phil Powrie "Blonde Abjection: Spectatorship & The Abject Anal Space In-Between", 2005г.