ПолицЭйски: криминальные фильмы Италии
02-04-2022
Фильм: Европреступление! Итальянские полицейские и гангстерские фильмы, которые рулили в 70-е годы
Movie: Eurocrime! The Italian Cop and Gangster Films That Ruled the '70s
Год: 2012
Режиссер: Mike Malloy
Страна: США, Италия, Франция
Movie: Eurocrime! The Italian Cop and Gangster Films That Ruled the '70s
Год: 2012
Режиссер: Mike Malloy
Страна: США, Италия, Франция
Истинные фанаты кино знакомы с итальянским жанровым кинематографом. Они знают, что у итальянского кино репутация клеща, который цепляется за ближайшую концепцию и выжимает из нее всю кровь. Если итальянским кинематографистам удавалось найти оригинальную фишку, которая нравилась зрителям, они придерживались ее до конца, тем самым создавая свой уникальный стиль в жанре, который придумали другие. Жанр, ставший синонимом Италии, спагетти-вестерн правил итальянским кино с 60-х до начала 70-х годов. Думаю, никому не надо объяснять откуда явился этот жанр и какой американский актер стал символом итальянско-лапшичной стилистики.
Многие фильмы копировали сюжеты и персонажей (а часто с участием одних и тех же актеров!) из американских фильмов. Однако к 70-м годам вестерн стал умирать — слишком много фильмов и недостаточно хороших сценариев. Требовалось новое кинематографическое увлечение. В начале 70-х годов Голливуд выпускает волну криминальных триллеров, среди которых были «Французский связной» (1971), «Грязный Гарри» (1971), «Крестный отец» (1972) и «Жажда смерти» (1974). Этого было достаточно для рождения итальянского жанра poliziotteschi (полициоттески).
Режиссер и журналист Майк Маллой прекрасно уловил эстетику плодовитого итальянского жанра полициоттески, менее известного брата спагетти-вестернов и джалло, и снял потрясающий фильм об истории этого жанра итальянского кино.
Итальянцы за что не возьмутся — доводят всё до абсолюта, до перенасыщения, до такой стадии, что после них уже нечего делать в данном жанре. Нечто подобное было со спагетти-вестерном. Но корни итальянского криминального кино уходят гораздо глубже. Еще в начале прошлого века криминальная деятельность была главной темой одного из самых ранних фильмов итальянского кино, а именно «Каморра (Camorra)» Роберто Тронконе (1905), в котором речь шла о коренном неаполитанском преступном мире, состоящем из guappi («гангстеров») и contrabbandieri («контрабандистов»), занимающихся своим незаконным ремеслом ради незаконно нажитых доходов. Эта же основная среда стала декорацией для многочисленных более поздних картин итальянского криминального кино, в основном фильмов неаполитанской школы sceneggiata. Не только реальная организованная преступность глубоко укоренилась в итальянской культуре, но и давняя традиция криминального кино (в просторечии известного как polizieschi или poliziotteschi).
Тщательная работа режиссера над «Европреступлением» заметна в каждом кадре, а энтузиазм создателей к своему проекту ощущается, как некая великая сила, удерживающая все разрозненные ингредиенты вместе. Вместо того чтобы просто направить камеру на череду говорящих голов (постаревших актеров и режиссеров данного жанра), Маллой действительно стремится захватить и удержать внимание зрителя в течение двух часов. Да! фильм длится более двух часов. Но как показал мой опыт — потрясающих двух часов. И вы можете быть уверены, что будете заворожены всем, что режиссер покажет вам. Не моргайте, иначе пропустите что-то интересное!
Eurocrime! удалось собрать впечатляющее количество талантливых людей, которые согласились дать интервью (причем, часто лично у режиссера Мэллоя): в список вошли такие известные «актерские криминальные авторитеты», как Франко Неро, Джон Саксон, Генри Сильва, Антонио Сабато, Фред Уильямсон, Люк Меренда, Джо Даллесандро, Крис Митчем, Джон Стайнер и Леонард Манн. Кроме того, уделено внимание характерным актерам Сэлу Боргезе и Джону Дулейни, а также каскадеру Оттавиано дель'Аква; за кадром интервьюируются режиссеры Энцо Кастеллари, Марио Кайано и Клаудио Фрагассо. Так что здесь вы получите много интересных историй из первых рук!
В то время, как Штайнер и Сильва выглядят полярными противоположностями тех персонажей, которыми они известны на экране, Сабато очень похож на одного из многочисленных самодовольных гангстеров в своей фильмографии (возможно, на безжалостного сутенера, которого он играл в первом криминальном фильме Умберто Ленци «Милано Ровенте»). Тем не менее, если кого-то из итальянских актеров и можно заподозрить в связях с мафией в реальной жизни, то легко можно представить себе в этой роли Сабато! В самом начале фильма Сабато коротко высказывается о влиянии организованной преступности на производство итальянских фильмов: «Я считаю, что мафия всегда замешана в этом».
Ричард Харрисон рассказывает о практическом участии мафии в съемках на уличных сценах, так что у нас нет причин сомневаться в том, что такое положение дел действительно имело место (и, вероятно, все еще происходит, даже в наше время, когда производство фильмов в Mamma Italia значительно сократилось).
Франко Неро с удивительно уважительной любовью вспоминает о своем профессиональном сопернике Маурицио Мерли, которого большинство поклонников жанра сегодня считают главной иконой poliziotteschi, а Неро занимает второе место в рейтинге, несмотря на более одаренный актерский талант. Это как у нас Певцов — звезда боевиков 90-х, а как актер хороший из боевиков состоялся Серебряков из такого же помпезного фильма 90-х «Фанат».
В другие моменты Сильва и Манн рассказывают о том, как режиссеры «воровали» кадры местных достопримечательностей в партизанском стиле без соответствующих разрешений на съемку в США. Анекдотических ситуаций просто очень много!
Среди интервьюируемых — актер спагетти-вестернов Майкл Форест, который в 70-е годы внес большой вклад в озвучивание английских диалоговых дорожек для несметного количества итальянских фильмов. Есть даже такой момент, когда снимается сцена, а рядом разговаривают люди, наливают себе кофе, роняют чашки, но режиссеру это неважно — озвучка будет потом и она будет на английском.
Фильм потрясающий, поэтому несколько фактов, почему его надо увидеть.
Как выяснилось, Умберто Ленци самый орущий режиссер в Италии. Это простительно, так как в жанре криминального боевика каждый режиссер умудрялся снимать до 4-5 фильмов в год.
Съемки погонь и перестрелок часто проводились без согласования властей города. В связи с этим места съемок не отцеплялись и каскадеры переворачивали и взрывали машины на глазах невольных зрителей. Очень часто женщины подбегали к машинам и пытались помочь водителям. Что сказать... дубль был испорченным. Поэтому существовали люди, которые должны были ловить сердобольных зевак чтобы не испортить кадр.
Итальянские криминальные фильмы оказались популярными отчасти благодаря экстремальному насилию, креативным трюкам и погоням, а также откровенно мачистским и шовинистическим взглядам. Эти картины были ориентированы в первую очередь на мужскую аудиторию, и в документальном фильме Мэллоя даже рассматривается правдоподобное опасение, что эти фильмы могут не найти отклика у некоторых современных зрителей из-за уровня насилия и женоненавистничества.
По насилию итальянцы были впереди планеты всей, они отрезали гениталии, мочились на жертв. Но хуже всего, они начали использовать убийства детей, как месть главным героям. Причем, показывали смерть детей не за кадром.
Насилие лилось потоком из итальянского кино, которое планировало покорить американский рынок, где даже на 20% не было такого насилия. Тут нужно вспомнить каскадеров.
Итальянцы, как дети. Они узнали, что любимец публики Бельмондо сам исполняет 99% своих трюков. Поэтому, не задумываясь о последствиях, всем актерам была дана установка: вы что хуже Бельмондо?
В результате мы имеем данный документальный фильм, где большинство актеров имеют инвалидность, полученную во время съемок.
Если кто-то считает, что Бельмондо просто ловкий трюкач, то советую умерить ваш сарказм. Есть фильм в начале карьеры Жан Поля, где он катится с горы, а за ним камни. Камни, каким бы они не были муляжом, имеют свой вес, чтобы выглядеть реальными. Поэтому это одна из сцен, когда камни могли закончить карьеру Жан Поля, так и не начавшуюся.
Как рассказывал приглашенный из Америки актер Джон Саксон, у труппы не было денег на эффекты взрыва от пуль. Ему посоветовали не дергаться во время сцены, так как стрелок будет стрелять настоящими патронам в определенные места. Это гораздо выгоднее, чем использовать фальшивые заряды.
Популярность фильмов на родине подпитывалась усилением экономической/политической неудовлетворенности рабочего класса, а также привычкой итальянцев смотреть кино, когда еще было очень мало телевизионных каналов. Но к концу десятилетия ситуация начала меняться, а появление VHS нанесло еще один удар по кинотеатрам. «Полициоттески» так и не получили широкого распространения на прибыльном американском рынке, возможно, потому, что очень часто грубо дублировались, это не смущало американских зрителей пока действия происходили в Древнем Риме или на Диком Западе, но в этих современных городских триллерах они казались нереальными.
Невиданная жестокость и изображение насилия, партизанские методы борьбы, использование для съемок печально трагичных автомобильных погонь, опасная каскадерская работа и инновационные трюки пугали американского зрителя. Но все это позволяло каждому итальянскому режиссеру выпускать до четырех фильмов в год.
У этих фильмов действительно есть достоинства, и Тарантино среди тех, кто отдает дань уважения этим малоизвестным классическим боевикам.
Если у вас есть любопытство к криминальному кино Европы и, определенно, к итальянскому кино, я настоятельно рекомендую вам найти этот фильм и погрузиться в атмосферу насыщенного действиями и насилием еврокино 70-х годов, это чертовски хороший документальный фильм.
Ну и постфактум. Организованная преступность Неаполя именовала себя «Каморра», а в Сицилии — «Коза Ностра». Поэтому итальянские режиссеры старались абстрагироваться и называли преступные формирования «мафия», чтобы не иметь проблем ни с одной из группировок. Некоторые актеры были убиты за определенные высказывания. Эпоха популярности комиссара Каттани еще не наступила. Данное название преступных группировок стало использоваться позже и в Голливуде. До этого там существовал термин — синдикат. Мой любимый писатель Дональд Уэстлейк — привет!