Japson's Undeground: Нуар против судебной системы <
Статьи
Кино
Нуар против судебной системы
18-06-2021
Фильм: Белокурая грешница
Movie: Yield to the Night
Год: 1956
Режиссер: J. Lee Thompson
Страна: Великобритания
Сценарий картины, основан на романе Джоан Генри, и представляет собой, якобы, очень тонко замаскированный пересказ истории Рут Эллис, последней женщины, казненной в Англии. Дело Рут Эллис также было экранизировано спустя три десятилетия в фильме «Танец с незнакомцем» (Dance With a Stranger, 1985). Сценарий данного фильма был написан за два года до повешения Рут Эллис. Сходство можно назвать случайным, но закономерным.
Фильм, похоже, сразу задумывался, как манифест против смертной казни в Англии. Интерес представляет операторская работа — это произведение искусства и пособие по работе с кинокамерой для начинающих операторов, а также стоит выделить актерскую игру Дианы Дорс.
Диана Дорс была блондинкой-секс-бомбой, английским ответом Мэрилин Монро. Только ее присутствие в этой унылой нуар-драме делает фильм привлекательным. В карьере Дианы роль Мэри Хилтон оказалась одной из лучших.
Если у вас есть сомнения, что типажи а-ля Мэрилин Монро не умеют играть драму, то вам стоит посмотреть данный фильм, где актриса «тащит» картину в одиночку.
«Белокурая грешница» (Blonde Sinner) — американское прокатное название фильма.
Вернемся к оригинальному названию произведения «Уступи ночи». Героиня находится в камере для приговоренных к смертной казни в компании двух надзирательниц. В камере постоянно горит свет, героиня должна спать при свете и она мечтает о темноте, чтобы нормально выспаться. Присутствие надзирательниц связано с тем, чтобы заключенная не покончила с собой до приведения в исполнение смертного приговора. Вот такая жесть.
Интересный факт: несколькими годами ранее Рут Эллис и Диана Дорс участвовали в одном и том же конкурсе красоты в Фолкстоуне.

Фильм: Я хочу жить!
Movie: I Want to Live!
Год: 1958
Режиссер: Robert Wise
Страна: США
Этот фильм принес Сьюзан Хейворд премию «Оскар» за роль постоянно истерящей и кривляющейся женщины. Ее героиня Барбара — неудачница, бывшая заключенная, причем, неоднократно, с непростой и тяжелой жизнью. Она не учится на собственных ошибках, и в результате связывается с парой мужчин, которые, убив пожилую женщину, сваливают всю вину на нее. Такая завязка у картины. Основные события фильма происходят в тюрьме в ожидании суда и приговора.
Данная картина имеет тот же посыл, что и «Белокурая грешница» (1956) — отмена смертной казни.
В качестве реальных источников указаны газетные статьи Эда Монтгомери и письма Барбары Грэм. Если прочитать оригинальные материалы Монтгомери, то выясняется, что он не был репортером на данном судебном процессе. Он знакомился с материалами — судебными протоколами. Фильм заставляет вас поверить, что Барбара Грэм даже не была на месте преступления, но судя по оригинальным материалам, это не совсем так.
Отбрасывая некоторые факты, сценаристы изображают Барбару невиновной в совершении преступления. Это значительно усиливает аргумент против смертной казни, занимающий центральное место в происходящих событиях.
В первый день суда репортер Эд Монтгомери заявляет: «Миссис Грэм не повезло в том, что она молода, привлекательна, агрессивна, аморальна и уже этим чертовски виновна». Но виновна в чем? В убийстве? Или в непристойном образе жизни? Что случилось с презумпцией невиновности?
Барбара Грэм обвиняется не только в зале суда, но и в средствах массовой информации. В фильме неоднократно используются заголовки газет, теле- и радиопередач. Это необходимо не только для развития сюжета, но и для иллюстрации одновременного восхищения и отвращения общества к ее жизни.
Могла ли Барбара спастись сама - или ее характер и плохой вкус при выборе мужчин сделали гибель неизбежной? В фильме нет легких ответов; Барбара не хозяин своей судьбы и не несчастная жертва.
Фильм выдвигает на передний план свою позицию против смертной казни, показывая мучительный процесс апелляции, который проходит Барбара в надежде спасти свою жизнь. Эмоциональные нагрузки изматывают Барбару. Она говорит своей подруге, что ей и ее сыну будет лучше, если ее казнят. Но когда приходит отсрочка исполнения приговора, она понимает: «Я хочу жить».
Сильная сторона картины заключается в отказе от мелодраматической техники и упрощенной, черно-белой морали. Героиня не является ни невинной жертвой обстоятельств, ни злой роковой женщиной. Фильм ясно показывает, как Барбаре несправедливо отказали в беспристрастном обращении, обещанном по закону.
Картина получилась очень жестокой по человеческим меркам, учитывая многочисленные отсрочки приведения приговора. Но своей главной цели — привлечь внимание общественности — фильм добился.

Фильм: Я - беглый каторжник
Movie: I Am a Fugitive from a Chain Gang
Год: 1932
Режиссер: Mervyn LeRoy
Страна: США
Небольшое вступление. Цепные банды (Chain Gang) появились в Соединенных Штатах Америки в середине 19 века. Они были введены вместо таких наказаний, как публичная порка, увечья, пытки и казни. Целью тюремных цепных банд было прежде всего наказание, а также сокращение количества свободного времени у заключенного. Заключенные за копейки сдавались в аренду корпорациям и спекулянтам. Они были вынуждены работать бесплатно в отвратительных условиях.
Фильм Мервина ЛеРоя поднимает вопрос о бесчеловечности подобного наказания. Он представляет собой, пожалуй, самый пик надежд в первые годы депрессии и до сих пор поражает своей мрачной и пугающей кульминацией. Пол Муни играет классическую роль подставленного и ложно обвиненного ветерана Первой мировой войны, чья идиллия 20-х годов исчезает и превращается в ужас безнадежности 30-х годов.
Бесчеловечность и душераздирающие ужасы рабского труда происходят в системе исполнения наказаний, жестокое наказание не соответствует преступлению. От рассвета до заката осужденные работают в каменоломне, терпя побои от садистов-охранников. Когда человека бьют хлыстом за кадром, камера скользит по лицам осужденных, слушающих его крики, – эффект гораздо более жуткий, чем если бы мы видели пытки. Один взгляд на тарелку несъедобной каши, которую им дают на завтрак и ужин, затем взгляд на то, как заключенные закованы в цепи, словно животные, и вы на 100% поддерживаете желание персонажа Муни убраться оттуда.
После побега, единственная работа, которую наш герой может получить, - это работа дорожным рабочим с киркой, и даже когда он быстро получает повышение, он оказывается в другой тюрьме: расчетливая стерва в исполнении Гленды Фаррелл заставляет его жениться на себе в обмен на сохранение секрета его прошлого.
На память сразу приходят такие благородные персонажи, как Оливер Твист или Дэвид Копперфильд, способные вынести подобные страдания. Пол Муни играет похожего персонажа, одержимого в своем стремлении к свободе. Он готов радоваться любой, даже самой маленькой победе, что делает фильм захватывающим. И фильм действительно демонстрирует свою смелость в кульминационный момент, когда Муни вынужден вернуться в цепную банду и спланировать еще один дерзкий побег.
Основной посыл фильма заключается в том, что те, кто управляет тюремной системой, применяющей жестокие и необычные наказания, действительно, так же плохи, как и те, кого они заключают в тюрьму. Мы слышим извечный аргумент в пользу сурового наказания от тюремного чиновника на слушаниях по условно-досрочному освобождению – что оно не только служит правосудию, но и сдерживает преступность, а также способствует исправлению заключенных – и этот аргумент не оспаривается, по крайней мере ни одним из персонажей – и все же во время просмотра мы чувствуем, что это неправильно. ЛеРой показывает нам правду, и было интересно узнать, что фильм полностью соответствует реальной истории и запрещен к показу в штате Джорджия.
Пол Муни фантастичен в главной роли и достоин своей номинации на премию «Оскар». Его последняя фраза в фильме «Я ворую!» просто поражает и напоминает нам о том, что мы должны задаться вопросом, каковы конечные цели тюремной системы? Довольно впечатляющий для 1932 года и, без сомнения, знаковый фильм.
 
Comments with:
A
B