Japson's Undeground: Нуар страха <
Статьи
Кино
Нуар страха
14-01-2022
Фильм: Я бы не хотел оказаться в твоей шкуре
Movie: I Wouldn't Be in Your Shoes
Год: 1948
Режиссер: William Nigh
Страна: США
Джеймс М. Кейн, Дэшиэлл Хэмметт, Рэймонд Чандлер и Корнелл Вулрич. Все они были великими писателями нуара, но Вулрич сегодня в основном забыт читателями. Многие из его рассказов были адаптированы в Голливуде. И на самом деле, по рассказам и романам Вулрича было снято больше фильмов, чем по рассказам и романам любого из других писателей.
Автор «Окна во двор» (Rear Window, 1954, Хичкок) прожил тяжелую жизнь. Он страдал от депрессии и, по-видимому, прожил печальную и одинокую жизнь. Если бы Вулрич жил сегодня, он, вероятно, смог бы вылечиться от депрессии и алкоголизма, которые одолели его в конце жизни. Но смог бы счастливый Вулрич написать мрачный «Страх в ночи» (Fear in the Night) или «Призрачную леди» (Phantom Lady). Скорее всего, нет.
Хотите узнать, насколько мрачным был этот парень? В послесловии к «Фантастическим рассказам Корнелла Вулрича» писатель пишет: «Жизнь — это смерть. Смерть — это жизнь. Держать в объятиях свою единственную настоящую любовь и видеть скелет, в который она превратится; знать, что твоя любовь ведет к смерти, что смерть — это все, что есть, — вот что я знаю, чего не хочу знать и чего не могу вынести».
«Я бы не хотел оказаться в твоей шкуре» еще один из непрекращающихся кошмаров Вулрича, превратившийся в очень занимательный фильм. Интересно наблюдать, насколько мрачным является этот фильм, даже с не удивительно оптимистичным концом.
В начале фильма нам показывают тень чего-то раскачивающегося на веревке. На веревке болтается пара туфель. Туфли играют важную роль в картине.
Молодая супружеская пара Том и Энн живет в крошечной однокомнатной квартире в Нью-Йорке. Они оба мечтают стать танцорами, но в последнее время им никак не удается добиться успеха. Жена по ночам работает в школе танцев, где танцует с одинокими мужчинами за чаевые. Муж каждый день обивает пороги учреждений в поисках работы танцором, но ничего не находит. Усугубляет ситуацию то, что мужчина беспокоится о том, что его жена проводит ночи напролет с парнями из школы танцев. Предполагается, что школа танцев Ортиза в фильме — это эквивалент «Клуба джентльменов» 40-х годов.
Женщины флиртуют с мужчинами, а мужчины выходят из этого заведения с улыбкой на лице, духами на одежде и на на несколько долларов меньше в кошельке.
Дальше есть небольшие, но позволяющие сделать правильный вывод, спойлеры.
Однажды Энн приходит поздно ночью, Том весь на нервах, и они начинают ссориться. Она говорит ему, что осталась поговорить с «Санта-Клаусом» — человеком, который дает ей хорошие чаевые в заведении Ортиза. В конце концов пара мирится и ложится спать. Как только гаснет свет, в переулке начинается кошачий концерт. Том, немного пьяный, бросает в них свои ботинки, чтобы они замолчали. Жена говорит ему, что это его последняя пара туфель, и это туфли для чечетки. Он должен сейчас же спуститься и забрать их. Том идет во двор, но не находит туфли. Утром, как ни в чем не бывало, туфли стоят у порога. Счастливые от того, что все хорошо разрешилось, пара забывает о вчерашнем инциденте.
Но вскоре Тома арестовывают за убийство, когда полицейские находят отпечаток его туфли у недавно найденного трупа.
Тома судят и признают виновным. Его приговаривают к смерти «во вторник после Рождества». Пока весь мир празднует праздники, Энн отсчитывает дни до Рождества… до того дня, когда ее муж будет мертв. В отчаянии Энн предлагает себя «Санта-Клаусу», которого зовут Джадд, и который оказывается одним из полицейских, арестовавших ее мужа. Энн обещает выйти замуж за Джадда, если он добьется освобождения Тома и найдет настоящего убийцу.
Это очень интересный фильм. Загадочная история, поначалу запутанная и невероятная, оказывается логичной и умной. Режиссером фильма выступил Уильям Най, который в 1930-е годы снял огромное количество фильмов. Режиссура Ная степенная, постановочная, но некоторые сцены на открытом воздухе, особенно когда Энн встречает Джадда ночью при свете фонарика, имеют характерный для фильмов-нуар стиль.
Несмотря на небольшой хронометраж, фильм вряд ли испытывает недостаток в необходимых ингредиентах нуара. Он начинается с финала, с повествования обреченного на смерть человека, ведущего зрителя через свои воспоминания.
Элемент психологической пытки, который так часто присущ главному герою нуара, проявляется на суде, где Том не может сдержаться и кричит: «Туфли! Туфли! Туфли!».
Как всегда, множество маловероятных деталей сюжета лучше всего рассматривать не как совпадение, а как судьбу. Еще одна тема, характерная для фильмов нуар, касается невероятных усилий, на которые готовы пойти мужчины ради того, чтобы заполучить привлекательную женщину. Еще пессимистической нотой является недоверие к сотрудникам правоохранительных органов. Системой движут приговоры, а не справедливость. Откровенно грязный или разочаровывающе равнодушный пример законника, который больше заинтересован в экономическом благополучии с женщиной своей мечты, чем в исполнении долга.
Компания Warner Archive, на основе отличного исходного материала восстановила фильм, за что ей огромная благодарность, особенно учитывая почти безвестность данной картины.

Фильм: Эксперимент с ужасом
Movie: Experiment in Terror
Год: 1962
Режиссер: Blake Edwards
Страна: США
В начале своей режиссерской карьеры Блейк Эдвардс снял несколько легких комедий и мелодрам. В 1961 году выдал суперхит «Завтрак у Тиффани» и, вдруг, переключился на жанр криминального триллера. У Эдвардса уже был опыт работы в этом жанре, он был автором популярного детективного телесериала «Питер Ганн».
Это довольно простая детективная история об астматике-психопате Реде Линче (Росс Мартин), который угрожает молодой банковской служащей из Сан-Франциско Келли Шервуд (Ли Ремик). Психопат нападает на Келли ночью в гараже ее дома и, запугав бедную девушку, заставляет ее ограбить банк на 100 000 долларов, угрожая убить вместе с ней сестру-школьницу Тоби (Стефани Пауэрс), если Келли обратится в полицию или откажется сотрудничать в ограблении. Келли удается связаться с агентом ФБР Джоном Рипли (Гленн Форд) и теперь это его головная боль, как спасти девушек. Вот такая завязка данного триллера.
Как можно догадаться из названия фильма, «Эксперимент с ужасом», планирует держать зрителя в постоянном напряжении, усугубляя все это мрачным повествованием. Для 1962 года, возможно, это так и было, эдакий необычный кино-эксперимент для тех лет.
Ли Ремик играет очень хорошо, ее исполнение роли — главная причина успеха фильма. Мы сопереживаем ей во всем. Мы задаемся вопросом, как бы мы поступили в данной ситуации. Гленн Форд также прекрасен в роли, обязательного по сценарию нуарного фильма, следователя. Его персонаж такой же серьезный, как и в культовой «Большой жаре» (The Big Heat, 1953).
Пауэрс исполняет роль сестры Тоби, ее персонаж, вроде бы, ничем не примечательный, но у нее есть ключевая сцена в конце фильма, которая действительно повышает напряженность. В фильме ключевым моментом является создание тревожной и напряженной атмосферы, и все актеры прекрасно с этим справляются.
Самое удивительное в фильме то, что его снял Блейк Эдвардс — режиссер, который ассоциировался в то время с комедийными фильмами. «Завтрак у Тиффани» стал беззаботной легкомысленной классикой, и внезапно такой контраст в стиле у автора.
Режиссер невероятно удачно использует декорации, особенно это заметно в заключительной сцене на стадионе. Эдвардс вместе с оператором Филипом Х. Лэтропом проделали фантастическую работу по созданию стильных визуальных образов в рамках нуарного жанра. Как это часто бывает в фильмах нуар, свет и тень играют ключевую роль в повествовании. Здесь много поразительных кадров — начиная с первых минут, когда героиню Ремик застает врасплох психопат.
Особенно жуткая сцена происходит в магазине манекенов, некоторые режиссерские решения, наверное, казались довольно странными в 1962 году. Нас не удивить шокирующими элементами в кино, поэтому фильм, увы, не кажется таким уж уникальным и оригинальным. Даже интересно, как его восприняли зрители в 1962 году.
Сценарий фильма был адаптирован Гордоном и Милдред Гордон по их же роману «Операция «Террор». Сценарий получился сильным, хорошо написанным.
Музыка — от легендарного Генри Манчини — является одним из самых запоминающихся элементов фильма. Несмотря на то, что она используется довольно скупо, она эффективно передает атмосферу фильма. Таинственность с мрачными нотками.
Классический нуар — замечательный жанр, хорошее развитие сюжета является самой главной особенностью подобных фильмов. История чаще всего вращается вокруг преступления, когда кто-то пытается докопаться до его сути. В ней уже заложено напряжение, элементы «светлое против темного» и «хорошее против плохого». Лучшие нуары — это те, которые способны оставаться верными ключевым элементам своей истории, и такие картины становятся классикой кинематографа.
Некоторые детали этого фильма, явно, послужили вдохновением для Дэвида Линча. Всё действие картины проходит в районе «Твин Пикс» — есть вывеска в самом начале. Когда Келли находится в гараже, убийца говорит ей, что он «уже дважды убивал» — то же самое упоминает и Боб, предполагаемый убийца из «Твин Пикса». Эта сцена также имеет странное сходство со сценой в фильме Линча «Дикие сердцем» (1990), где персонаж Уиллема Дэфо, Бобби Перу, держит Лулу Форчун и разговаривает с ней подобным образом. Позже в фильме мы узнаем, что убийцу в «Эксперименте с ужасом» на самом деле зовут Гарланд «Рэд» Линч. Сходство с именем Дэвида Линча, несомненно, заметил и знаменитый режиссер — он назвал персонажа «Твин Пикса» майор Гарланд Бриггс.
Comments with:
A
B