Japson's Undeground: Нуар и музыка <
Статьи
Кино
Нуар и музыка
02-04-2021
Фильм: Обман
Movie: Deception
Год: 1946
Режиссер: Irving Rapper
Страна: США
«Сочини пьесу сама, моя дорогая, и посмотрим, как она будет звучать для тебя, когда ее будут играть после Бетховена» — говорит композитор Алекс Холлениус главной героине фильма Кристине Рэдклифф в исполнении знаменитой Бетт Дэвис.
Персонаж композитора Холлениуса имеет ввиду сложность восприятия собственного произведения, когда оно звучит после исполнения произведений великого и признанного мастера. Готов ли ты провалиться со стыда или будешь стоять гордо. Потому что ты создал достойный по-конкурентности шедевр.
Зачем, вы скажете, я расшифровал эту очевидную банальность? Только лишь для того, чтобы сказать такую вещь: после просмотра данного фильма нельзя смотреть сразу другие драмы. Все они буду выглядеть унылыми и скучными, без драматизма. Согласитесь, я только, что сказал про это кино словами Холлениуса, что фильм — Бетховен в жанре кинодрам. Как бы такой пузырь в пузыре: композитор говорит про ценность музыкального творения среди себе подобных, а я говорю про фильм, как про уникальное творение среди себе подобных кинокартин, внутри которого существует этот персонаж.
Фильм должен был стать спасением карьеры Бетт Дэвис. Вроде были все составляющие успеха: студия Warner Bros., режиссер Ирвинг Рэппер и звезда Бетт Дэвис. В 1942 году это комбинация выпустила великолепный фильм «Вперед, путешественник (Now, Voyager)».
Пианистка Кристина Рэдклифф, привлекательная женщина скрывает от Карела Новака, своего жениха, которого считала погибшим, тайну многолетнего романа с композитором Александром Холлениусом, даже после свадьбы она продолжает врать до финала кинокартины, когда становится уже слишком поздно. Какая-то непонятная дичь творится местами в этом фильме. Да, ее новоиспеченный муж ревнив, но он разумный человек, и должен понимать, что она все эти годы считала его погибшим. Карел Новак выглядит разумным человеком и я бы сказал в меру интеллигентным и сдержанным. Так где же та причина, по которой тебе хочется сказать «не верю», не смотря на всё великолепие фильма.
Ларчик открывается просто. Deception (Обман) - это римейк фильма «Ревность (Jealousy)» 1929 года с участием Фредерика Марша и Жанны Игельс и по мотивам французской пьесы Луи Вемеля. В фильме «Ревность» муж, который является художником, убивает бывшего любовника своей жены. Вот! главное отличие картин. Персонаж Дэвис не должен бояться своего мужа. Как я уже писал, он ревнивый, но разумный человек. Но персонаж Дэвис ведет себя, как-будто знает историю фильма «Ревность» и пытается избежать подобных событий. Короче, какая-то чехарда в написании сценария.
Джордж Корнголд, один из двух сыновей австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнголда, назвал кинокартину «единственным фильмом о музыкантах, имеющим смысл о художественной ценности музыкальных произведений». Музыка занимает центральное место в сюжете и часто обсуждается в технических терминах, а фильм раскрывает завышенное эго музыкантов и их неуверенность в своей профессиональности — это обычное состояние многих музыкантов.
Я не зря вспомнил композитора Эриха Вольфганга Корнгольда, именно, его произведения звучат за авторством персонажа-композитора Холлениуса. Возможно, это не лучший способ познакомиться с творчеством Корнгольда, так как это его последние и не самые лучшие произведения. В фильме виолончельный концерт – произведение Холлениуса, является центральной музыкальной темой картины. Как заметил Карел Новак, когда его спросил студент-журналист, творчество композитора «соединяет ритм сегодняшнего дня с мелодией вчерашнего дня». Романтик Корнгольд пытается звучать, как современник того времени. Концерт поражает своей оригинальностью.
Концерт для виолончели. Инструмент — это звук, его использование, его обсуждение — доминирует в фильме, искажает и деморализует жизнь тех, кто с ним соприкасается. Это деморализация начинается с самых первых кадров фильма, когда персонаж Бетт Дэвис входит в зал и слушает, как играет любимый мужчина, которого, как она считала, потеряла несколько лет назад. На фоне исполнения концерта Ре-мажор Гайдна мы наблюдаем за чувствами героини. Когда прозвучит последняя нота концерта, мы услышим, как Дэвис произнесет свое первое слово.
Если вы музыкант классической музыки, если вы фанат классической музыки, если вы разбираетесь в терминологии профессиональных музыкантов, то у вас появится один вопрос: какого черта этот фильм не является суперлучшим фильмом человечества о музыкантах и композиторах? Ну... у меня такой же вопрос.
В картине много моментов понятных только музыкантам, останавливаться на них я не буду. Некоторые мне самому сложно понять. Например, Холлениуса раздражает то, что Карел начал изучать концерт с начала, а не с фугато-«фугато». Для меня это темный лес, но эмоционально я понимаю, что и почему происходит. Просто я не понимаю средства, которые используют музыканты против друг друга.
Отвлечемся от музыки и вернемся к актерской игре. Лучшую роль сыграл Клод Рейнс, его Холлениус должен был быть (возможно?) немного отрицательным персонажем, но в результате получает все зрительские симпатии. Бетт Дэвис (по вине, думаю, сценария) выглядит дурой и сумасшедшей. Я смотрел картину очень хорошего качества, поэтому заметил один косяк гримеров. Актриса выглядит не сильно моложе Клода Рейнса, чтобы обвинять его персонажа в великовозрастности. Пол Хенрейд, виолончелист, муж, сыграл (зашибись) приличного человека, но персонаж Клода Рейнса затмевает его. И да, есть один минус. По Хенрейду не видно, что он страдал во время войны. Нет этого страха в глазах, который был у людей побывавших в фашистском плену.
Итог. Фильм потрясающий, несмотря на несуразность поведения персонажа Бетт Дэвис. Фильм очень хорошо показывает жизнь музыкантов и композиторов. Ведь, не для никого не секрет, что для многих меломанов, есть многожанровая и многостилевая музыка и... классика. Да в этой классике столько стилей! Все композиторы разные, есть свои панки, есть свои попсовики, есть готы, например, Шостакович, который творил такой мрачняк и индастриал в основном. Это легко услышать, просто надо слушать.
Хотел сделать обзор нескольких нуар фильмов, после которых сложно смотреть современное кино — оно кажется пресным. В результате, так увлекся, что вот, от проженного меломана, который даже классическую музыку делит по жанрам и по стилям, обзор одного фильма. И да, Шостакович — это, правда, мрачно. Если у вас депрессия, то не надо его слушать. Когда вам говорят, если плохое настроение, то послушайте классическую музыку — это неправильно.
Послушайте Штрауса или Кальмана. Я люблю современную классику: Филипа Гласса и Майкла Наймана. Отдельной строкой хочу выделить японского композитора, которого я обожаю, Джо Хисаиси. Это не мешает слушать мне панк-рок и индастриал. Главное чувствовать музыку, как ее чувствуют персонажи фильма.
Comments with:
A
B