Japson's Undeground: Нуар, как искусство <
Статьи
Кино
Нуар, как искусство
23-11-2020

Фильмами в стиле нуар (фр. film noir «чёрный фильм») называют определенную часть кинокартин, снятых в Голливуде в 40-х — 50-х годах прошлого века. В основе киножанра лежали пессимизм, цинизм и разочарование. Героев фильма трудно разделять на положительных и отрицательных. Поэтому центральное место в фильме занимает противостояние героев с окружающим миром — его пороками, цинизмом, бесчеловечными принципами. Подобное окружение заставляет зрителя сопереживать героям, у которых самих не так уж много добродетели. Психологические переживания героев доминирующая и движущая часть сюжета фильма.
Часто фильмам-нуар приписывают обязательное наличие криминального сюжета, но это не так. Существует множество гениальных фильмов, где и без криминальной составляющей, достаточно драмы, саспенса и триллера.
Для меня фильмы данного жанра являются шедеврами искусства. Режиссура и операторская работа некоторых фильмов заставляет подпрыгивать от удовольствия при просмотре. Ну и актерская игра является одним из главных компонентов данного коктейля.
В интернете есть много топов лучших нуар-фильмов. Но я бы хотел рассказать о нескольких классических фильмах, которые впечатлили меня, в первую очередь, атмосферой, операторской работой и оригинальными находками режиссера.
Фильм: Печать зла
Movie: Touch of Evil
Год: 1958
Режиссер: Orson Welles
Страна: США
— Давай, расскажи мне о моем будущем.
— У тебя его нет.
— Что ты имеешь в виду?
— Твое будущее потрачено, — говорит гадалка в исполнении Марлен Дитрих пьяному шерифу пограничного городка в исполнении Орсона Уэллса.
Ее слова оказались печальным предсказанием: Уэллс больше не режиссировал ни одного фильма в Голливуде. «Печать зла» стала одной из лучших мрачных атмосферных нуар-картин о преступности и коррупции. Фильм высоко оценили Годар и Трюффо, но в Америке картина провалилась. Тем не менее, фильм понравится визуалам, тем, кому визуальная реализация ближе, чем сама история.
«Я смотрел фильм раз пять, прежде чем заметил историю», сказал режиссер Петр Богданович Орсону Уэллсу. «Это хорошо говорит о сюжете», — с сарказмом ответил Орсон, но Богданович возразил: «Нет, нет, ты не так понял, я имел в виду, что смотрел на режиссерскую и операторскую работу. Я был потрясен».
Это, кстати, идеальный подход для тех кто будет смотреть фильм впервые. Убрать в сторону замысловатый сюжет и просто любоваться тем, что происходит на экране. Фильм отреставрирован в 1998 году.
Фильм начинается с одного из самых известных непрерывных кадров, когда-либо сделанных, камера следует за автомобилем с бомбой в багажнике в течение трех минут и 20 секунд. Картина полна виртуозных перемещений камеры, чего стоит непрерывный допрос в небольшой тесной комнате, или пролет камеры начинается на улице и следует за персонажами через вестибюль в лифт. Очень интересно сделаны параллельные события, например, в кадре происходит некое действие с героем, а в окне на краю кадра мы замечаем других персонажей и понимаем, что там происходит.
Британский критик Дамиан Кэннон назвал всё это «пространственной хореографией», в которой «каждая позиция и каждое движение сливаются в одно убедительное целое».
Уэллс и оператор Рассел Метти не просто выпендривались. Судьбы всех главных героев запутаны от начала и до конца, и операторская работа заключалась в создании точек пересечения персонажей, камера ловит их в одном кадре, или связывает через столкновение. История движется не по прямой, а как серия спиральных витков, у которых есть еще дополнительные звенья.
Universal Studios отрезала часть звеньев и только в 1998 году они вернулись назад — 13 минут.
История происходит в Лос Роблесе, убогом приграничном городке между Штатами и Мексикой. Это проклятое и развращенное место, кажется, что в городе нет ничего кроме баров, стрип-клубов и борделей. На контрольно-пропускном пункте взрывается машина и мы оказываемся в эпицентре столкновения шерифа Хэнка Куинлана (Орсон Уэллс) и свидетелей взрыва молодоженов Майка и Сьюзан Варгас (Чарлтон Хестон и Джанет Ли). Майк Варгас – мексиканский чиновник отдела по борьбе с наркотиками.
Джанет Ли через два года станет всемирно известной, благодаря триллеру «Психо» Хичкока.
Уэллс наполняет свою историю богатой подборкой второстепенных персонажей: верный товарищ и коллега шерифа Мензис, скользкий местный криминальный босс Гранди, местная мадам-гадалка в исполнении Марлен Дитрих, лидерша банды, невнятный окружной прокурор и особенно хочется выделить сексуально одержимого ночного клерка мотеля в исполнении Денниса Уивера, чье своеобразное поведение, возможно, дало идеи Энтони Перкинсу в «Психо».
Персонажи перемещаются постоянно через границу туда-сюда. Шериф Квинлан пытается навязать свою программу действий, он предвзято относится к мексиканцам и Майк Варгас его бесит.
Варгас тоже оригинал: селит свою жену в мотель, которым управляет местная банда. Сцены с Джанет Ли в мотеле прекрасны, думаю, Хичкок посмотрел «Печать зла» и сразу понял, кто ему нужен в «Психо».
Большая часть работ Уэллса была почти автобиографией, а персонажи, которых он играл (Гражданин Кейн, Макбет, Отелло), были гигантами, уничтоженными собственной гордыней. Теперь рассмотрим Куинлана, который живет своими старыми обидами. Он пытается дирижировать расследованием, создает свой сценарий случившегося, и как режиссер, хочет назначить каждому участнику роль с прописанными диалогами. Есть ли связь между шерифом Куинланом и режиссером Орсоном Уэллсом? В своей поздней карьере Уэллс взялся за несколько проектов, которые оставил незавершенными, снял фильмы, которые пришлось доделывать, после того, как он их бросил.
«Печать зла» фильм о шерифе Куинлане и режиссере Орсоне Уэллсе. Уэллс создал великолепный визуальный стиль в своих фильмах, но конфликт между работой и свободой творчества довели его до крайней точки кипения. Тем не менее, Орсон сказал, что это было самое веселое время, так как студия не совала свой нос до монтажа. «Нормальный бюджет, и работа с моими любимыми актерами вместе над сценарием. Разве это не здорово?», вспоминал Уэллс.
Несколько забавных фактов. Агент Джанет Ли изначально отказался от участия в фильме из-за низкой зарплаты, но когда Джанет узнала об этом, то рассвирепела: «Работа с Уэллсом важнее любых денег».
Кёртис Ли Хэнсон сказал, что данная картина оказала большое влияние на фильм «Секреты Лос-Анджелеса»(1997).

Фильм: Я просыпаюсь с криком
Movie: I Wake Up Screaming
Год: 1941
Режиссер: Х. Брюс Хамберстоун
Страна: США
Ещё одна из великих кинолент классического кино, установившей своеобразный стиль в нуаре. Данный фильм шёл в у нас прокате под названием «Ночной кошмар». Обычно мы не ассоциируем кинонуар с юмором, но в данном случае шутки пришлись к месту, они подчеркивают сюжетную линию, и добавляют немного света в мрачную атмосферу картины.
Фильм способен удивить нас своими очаровательными поворотами и откровениями, не переставая будоражить воображение зрителя. Один из самых приятных нуаров 40-х годов.
Модель Вики Линн (Кэрол Лэндис) найдена убитой в своей квартире в Нью-Йорке, промоутер Фрэнки Кристофер (Виктор Мэтьютер) становится главным подозреваемым у инспектора Эда Корнелла (Лэрд Грегар). На допросе Кристофер рассказывает, как он помогал Вики сделать карьеру. Достигнув популярности, Вики решает уехать в Голливуд, но на следующий день ее находят убитой. Эд Корнелл настаивает на том, что Кристофер - убийца и подставляет его. Кристофер может рассчитывать только на поддержку сестры Вики, Джилл Линн (Бетти Грейбл), которая влюбилась в него.
Сюжетная составляющая фильма настолько великолепна, что вам становится безразлична игра актеров. Ну, она, во всяком случае, хороша.
Главной драматической основой фильма, оправдывающей главного героя, является мелодия. Она сквозит через весь фильм. Благодаря этой мелодии, у нас не возникает отрицательных эмоций к герою. Нет даже подозрений в его виновности. Почему?
Judy Garland - Over The Rainbow
Данная мелодия принадлежит одной из лучших детских сказок, а именно, «Волшебнику из страны Оз».
В фильме-сказке песню исполняет юная Judy Garland, которая вырастет и станет мамой Liza Minnelli. Которая в свою очередь станет лучшей актрисой и певицей кабаре. Одноименный фильм это подтвердит.
Это мама в период успеха Over The Rainbow.
Это доча в свой период успеха.
Из-за этой добрейшей чистой композиции, зрителя настегает уверенность, что все кончится очень хорошо. Не может победить безысходность, но в фильме композиция звучит только мелодией. Теряется надежда, которую вкладывала Джуди Гарланд своим голосом.
Для меня эта композиция имеет драматический фон в данном фильме. Есть надежда — как в сказке, — но реальность не выносит хэппиэндов.

Фильм: Сладкий запах успеха
Movie: Sweet Smell of Success
Год: 1957
Режиссер: Александр Маккендрик
Страна: США
Фильм остается актуальным в наше время. Человек без следов совести и чести. Кто он? PR-менеджер и журналист.
Главный герой фильма является движущей силой сюжета. Но в чем прелесть фильма, так это во втором персонаже.
Циничный ублюдок-издатель, который владеет самым популярным средством СМИ и возносит себя до властителя судеб, например, сенаторов и продюсеров кинофильмов.
В кадре видно, что темная сила его поглотила не полностью, но она главенствует.
Якобы добрая его сущность пытается обезопасить сестру от жениха-музыканта. Они же все сволочи. Такая позиция прожженного журналюги и издателя.
Фильм великолепен визуализацией человека-беспредела. Ему лижут задницу, и он считает это нормой.
За этот фрагмент стоит выдвинуть фильм на премию Оскар Человеческих Отношений. Режиссерский ход просто гениален.
Берт Ланкастер сыграл одну из лучших своих ролей. Девиз его персонажа: я – хозяин жизни. А вот пример: пиарщик Песков перед Путиным. Хотя до талантов пиарщика героя Сидни Фалко Пескову далеко.
Обычно никто не любит фильмы, в которых главными героями изображены неприятные люди, но в данной картине всё сделано настолько хорошо, что фильм завораживает зрителя при каждом просмотре. Почему режиссер Александр Маккендрик больше не снял ничего подобного — загадка. Это одна из лучших режиссерских работ в кино.
Интересный факт: ведущие шоу и программ на телевидении старались не приглашать никого из участников фильма к себе на передачу. Мало ли что случится, фильм провокационный, ещё работу потерять можно, если боссы узнают об этом.
Берт Ланкастер и Тони Кертис были проигнорированы Академией в номинациях на лучшие роли первого и второго плана. Ибо не фиг идти против системы, которая тебя доит... или кормит?
Comments with:
A
B