Дом, который построил Триер
14-03-2019
Show me the way to the next whiskey bar…
Фраза из культовой песни Alabama Song за авторством Курта Вайля на стихи Бертольда Брехта. Многим песня известна в исполнении Джима Моррисона и группы The Doors.
Фраза появляется в фильме несколько раз. Закадровый персонаж Вёрдж произносит её в разговоре с Джеком. К чему бы это?
Вернемся немного назад. Все помнят, что Ларс фон Триер, после каннской пресс-конференции 2011 года, был объявлен персоной нон грата. Ларс принес извинения, но, как говорится, осадочек остался. Причем у обеих сторон. Перефразируя фон Триера, зачем вообще было задавать вопросы на эту тему?
В фильме "Дом, который построил Джек" режиссер решил ответить людям, мешающим ему заниматься творчеством. Джек - рупор фон Триера, и его убийства аналогичны кинотворчеству Триера. Как бы это банально не звучало.
The Doors - Alabama Song (Whisky Bar)
Автор текста этой песни немецкий драматург Бертольт Брехт. Именно, ему принадлежит создание театральной теории — Эпический театр.
Основа теории «эпического театра», лежит во взаимоотношениях между сценой и зрительным залом. Всё действие драмы устремлено к развязке («навстречу катастрофе»), соответственно, именно развязка, и нередко только она одна вызывает интерес у зрителя. Спектакль, основанный на такой драме, создаёт иллюзию подлинности происходящего на сцене, стремится вовлечь зрителя в действие и заставить его сопереживать; актёр вживается в образ, зритель — в чувства персонажа.
Появляется возможность непосредственного общения актёра со зрителем. В фильме это реализовано через диалоги Джека и Вёрджа. Джек (фон Триер) ведет разговор с Вёрджем (зрителем).
Искусство должно быть провокационным, а Фон Триер — главный провокатор киноискусства.
Искусство должно быть провокационным, а Фон Триер — главный провокатор киноискусства.
Перемещаясь в клип Боба Дилана "Subterranean Homesick Blues", Джек ассоциирует себя со знаменитыми людьми. Он даже подписывает фотографии убийств: "Мистер Утонченность".
Bob Dylan - Subterranean Homesick Blues
В четвертом инциденте жертвой Джека стала Жаклин, которую он называет Simple (простушкой, недалёкой, простой — буквальный перевод). Это ответ Триера критикам, которые обвиняют его в женоненавистничестве. Причем, началось это, наверное, еще с "Рассекая волны", но выросло до каких-то немыслимых масштабов после фильма "Антихрист". Триер? Можно не смотреть — вердикт: женоненавистничество.
Фон Триер не любит простоты. Критики, если у вас все так просто с фильмами Триера, то этот разговор именно с вами. Посмотрите этот эпизод внимательно.
Фон Триер не любит простоты. Критики, если у вас все так просто с фильмами Триера, то этот разговор именно с вами. Посмотрите этот эпизод внимательно.
Джек: Если тебе не повезло, и ты родился мужчиной, значит, ты рожден быть виновным. Мужчины — насильники. Женщины — жертвы. Подумай об этой несправедливости!
Louis Armstrong - St. James Infirmary Blues
Буквально парой строчек звучит песня St. James Infirmary Blues в исполнении Луиса Армстронга: Я спустился в лазарет Сент-Джеймс, Увидел там мою детку, Растянутую на длинном белом столе, Такая милая, такая холодная, такая прекрасная.
Текст песни за многие десятки лет претерпел изменения. В оригинале песни говорилось о солдате, который истратил все деньги на проституток и умер от венерической болезни. Но версия Армстронга уже кардинально отличается от далекого оригинала по тексту.
К Джеку песня имеет отношение своим вторым названием — Gambler's Blues (Блюз азартного игрока). В этой сцене Джек признается Жаклин и полицейскому, что он и есть тот самый серийный убийца. Но ему не верят. Эдакая игра на грани фола.
К Джеку песня имеет отношение своим вторым названием — Gambler's Blues (Блюз азартного игрока). В этой сцене Джек признается Жаклин и полицейскому, что он и есть тот самый серийный убийца. Но ему не верят. Эдакая игра на грани фола.
Джек: Когда мне было 10 лет, я открыл демонические свойства света. В негативе это темный свет.
В определенный момент фон Триер связывает себя с Джеком, через любовь к фотографии. Негативная пленка показывает мир иначе. Джеку негативное изображение доставляет больше впечатлений, чем сами фотографии.
Источник света, попавший в кадр, выглядит темным персонажем кадра — его демоном.
Источник света, попавший в кадр, выглядит темным персонажем кадра — его демоном.
Вёрдж спрашивает Джека, задумывался ли он о раскаянии. На что Джек говорит, что ни в чем не раскаивается, но он думал о нечто подобном.
Джек: Представьте человека, идущего по улице, освещенной фонарями. Прямо под фонарем его тень очень плотная, но очень маленькая. Когда он начинает движение, тень растет прямо перед ним. Тень становится больше и больше, пока не начинает исчезать. В это же время появляется тень позади его от следующего фонаря, и с каждым шагом она становится темнее, но короче. Тень достигает своей максимальной плотности, когда человек оказывается под следующим фонарем.
Джек: Находясь под первым фонарем, это я только что совершил убийство. Я чувствую силу и удовлетворенность. Я начинаю движение, тень впереди меня — удовольствие — растет, тень позади меня — боль — еще не появилась, но уже есть симптомы. В середине пути удовольствие уравновешивается болью. При приближении ко второму фонарю боль становится невыносимой. Достигнув второго фонаря, я готов опять убивать.
Если всё это транслировать на Триера и убийство заменить фильмом, то режиссер кратко описал свои ощущения, которые он получает после выхода каждого своего фильма, и что его подводит к съемкам нового.
На протяжении фильма звучит песня Дэвида Боуи "Fame".
David Bowie - Fame
Слава даёт человеку власть над вещами, Слава обесценивает всё. Слава ведет тебя туда, где нет ничего значимого. Слава, это не твой разум, это просто огонь, Слава сжигает твое развитие, и ты остаешься безумным.
Да, господа критики, Триер, как и Джек хочет славы. Но возникает вопрос: какой славы? и какой ценой?
Вёрдж появляется в эпилоге. И нам становится ясно, что он есть воплощение Вергилия из "Божественной комедии", и начинается путешествие Джека в ад.
Кстати, Вёрджа играет актер Бруно Ганц, самой известной ролью которого был Гитлер в фильме "Бункер"(2004).
Чувствуется, что Триера до сих пор беспокоит, то что произошло в Каннах в 2011.
Тем не менее, даже вычурная аморальность Джека и это почитание «noble rot (благородной гнили)» человеческой души не могут скрыть один из посылов фильма: человечество способно любить и помогать друг другу.
Фильм совсем не мрачный, его не сравнить с "Рассекая волны" или "Танцующей в темноте". Приготовьтесь к черному юмору, так как нельзя без улыбки слушать, как серийный убийца, разглагольствует о том, что в наши дни исчезла доброта, люди не помогают друг другу.
Джек, как архитектор провалился, но Триер состоялся, он построил Дом, в данной метафоре — хорошее кино. Ларс фон Триер непоправимо повлиял на историю кино.
А Джек? Джек попал в ад.
Тем не менее, даже вычурная аморальность Джека и это почитание «noble rot (благородной гнили)» человеческой души не могут скрыть один из посылов фильма: человечество способно любить и помогать друг другу.
Фильм совсем не мрачный, его не сравнить с "Рассекая волны" или "Танцующей в темноте". Приготовьтесь к черному юмору, так как нельзя без улыбки слушать, как серийный убийца, разглагольствует о том, что в наши дни исчезла доброта, люди не помогают друг другу.
Джек, как архитектор провалился, но Триер состоялся, он построил Дом, в данной метафоре — хорошее кино. Ларс фон Триер непоправимо повлиял на историю кино.
А Джек? Джек попал в ад.
Buster Poindexter - Hit the Road Jack