Особенность ее характера
01-10-2021
Фильм: Пожиратель тыкв
Movie: The Pumpkin Eater
Год: 1964
Режиссер: Jack Clayton
Страна: Великобритания
Movie: The Pumpkin Eater
Год: 1964
Режиссер: Jack Clayton
Страна: Великобритания
В фильме так и не объясняется странное название: Пожиратель тыкв. Эпиграфом к оригинальному роману Пенелопы Мортимер послужил детский стишок о Питере-тыквоеде (Peter, pumpkin eater), который посадил свою жену в тыкву и там держал ее, хорошо с ней обращаясь.
Работа на этим фильмом считалась очень престижной. Некоторые очень известные актеры — Джеймс Мейсон, Мэгги Смит, Ричард Джонсон, сэр Седрик Хардвик — были наняты для исполнения небольших ролей, занимающих всего несколько минут экранного времени. У фильма был большой бюджет, и на его съемки ушло 16 недель, хотя его продолжительность составляет менее двух часов. Фильм провалился в прокате, а отзывы были в основном разочаровывающими.
Британский актер Алан Бейтс как-то сказал: Питер Финч и Джеймс Мейсон были «двумя лучшими актерами английского экрана 1960-х годов, даже когда они снимались в различной дряни». Но как бы ни были великолепны Финч и Мейсон, Энн Бэнкрофт, получившая за этот фильм номинацию на премию «Оскар», затмевает их обоих в роли центральной героини, эмоционально озабоченной женщины, попавшей в психологические ловушки, расставленные как ею самой, так и крайне неудовлетворительными мужчинами в ее жизни.
Ее персонажа зовут Джо Армитаж, и в начале фильма она бесцельно бродит по своему уютному лондонскому дому, подавленная и рассеянная. Флэшбэки раскрывают некоторые моменты ее истории. Много лет назад она жила в ветхом сарае со своим вторым мужем, скрипачом по имени Джайлс и их пятью непоседливыми детьми.
Однажды Джайлс пригласил в гости своего друга Джейка, и среди всей этой суматохи в переполненном, шумном доме Джо и Джейк мгновенно полюбили друг друга. И вот уже она и Джейк готовятся связать себя узами брака. Джейк — сценарист, пытающийся сделать карьеру, и хотя он без ума от Джо, не совсем понятно, как он справится с пятью энергичными детьми, которые появятся в его жизни вместе с ней. Конечно, он начинает находить причины для работы вне дома, а когда подруге по имени Филпот требуется жилье, Джейк не только разрешает ей переехать, но и заводит с ней роман. Джо впадает в такую депрессию, что отправившись за покупками, срывается посреди шикарного универмага и попадает в психиатрическую больницу.
Несчастливые браки не всегда катятся по наклонной, но в кино плохую ситуацию можно сделать еще хуже.
Фильм был снят во время знаменитого расцвета английского социально-реалистичного кино, созданного под влиянием итальянского неореализма и французской «новой волны», в результате которого появились такие блестящие картины, как «Субботний вечер и воскресное утро» (1960), «Вкус меда» (1961), «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1962). Несмотря на то, что фильм «Пожиратель тыкв», как ни странно, менее известен, чем эти классические фильмы, он ничуть не хуже, начиная с качества актерской игры.
Бэнкрофт играет, возможно, самую тонкую и проникновенную роль в своей карьере, создавая богатый на чувства образ Джо, при этом ни на мгновение не впадая в сентиментальность. Финч также на высоте, он делает Джейка эгоистичным и язвительным, но при этом странно привлекательным в своей манере.
«Пожиратель тыкв» — завораживающая драма 1964 года, благодаря удивительно творческой режиссуре Джека Клейтона и смелому интеллектуальному сценарию Гарольда Пинтера. За сорок с лишним лет своей карьеры Клейтон снял всего девять театральных фильмов, включая культовые драмы «Комната наверху» (1959) и «Невинные» (1961), и ни один из его фильмов не сравнится с «Тыквоедом» по оригинальности и изобретательности.
Сцены грациозно скользят друг по другу благодаря долгим, затяжным переходам; флешбэки начинаются с того, что персонаж смотрит в камеру; в незабываемый момент во время последней близости Джо с Джайлзом они ведут интимный разговор, при этом видна только Джо, распростертая на кровати, дым от ее сигареты струится назад по затемненной комнате.
Подобные штрихи придают «Пожирателю тыкв» особый лоск — фильм завораживает и от него трудно оторваться. Если вы никогда его не видели, вас ждет настоящее открытие.
Фильм: Восторг
Movie: Rapture
Год: 1965
Режиссер: John Guillermin
Страна: США
Movie: Rapture
Год: 1965
Режиссер: John Guillermin
Страна: США
Патриция Гоцци играет Агнес, младшую дочь в семье, живущей на Бретонском побережье Франции. Ее мать умерла, она живет с отцом Фредериком (Мелвин Дуглас). Отец, разочаровавшийся в жизни, бывший судья. Старшая сестра (Сильвия Кей) только что вышла замуж, и хозяйством в доме занимается домработница Карен (Гуннель Линдблом), молодая женщина, которая очень неравнодушна к мужчинам.
Психическое состояние Агнес очень хрупкое, рядом нет соседей, и у нее нет возможности завести друзей. Она играет с куклой (из-за чего отец делает ей замечание, что она «уже не ребенок») или проводит дни, с восторгом глядя на прилив и чаек.
Однажды ей приходит в голову идея сделать пугало. У Агнес устанавливается тесную связь с этим чучелом, она считает его своим близким другом, и даже ревнует, когда Карен в шутку флиртует с ним.
Однажды на близлежащей дороге разбивается фургон с осужденными. Один из заключенных по имени Джозеф (Дин Стоквелл) сбегает, случайно убив одного из охранников. Раненый, он добирается до дома семьи Агнес и переодевается в одежду пугала. Наша героиня считает, что ее искусственно созданный друг ожил.
Со временем Агнес начинает влюбляться в Джозефа. Фредерик и Карен также имеют личный интерес к молодому каторжнику. Агнес необходимо сделать выбор: это может быть путь во взрослую жизнь, либо в местную психушку.
Трудно поверить, что «Восторг» снял Джон Гильермин, тот самый человек, который стал синонимом таких крупнобюджетных феерий, как «Вздымающийся ад» (The Towering Inferno, 1974), «Кинг-Конг» (King Kong, 1976).
«Восторг» — это художественный фильм, созданный под влиянием французской «новой волны», с примесью немецкого экспрессионизма. Но при всем этом он избегает вычурности и манерности благодаря увлекательному, хорошо выстроенному сюжету, а также великолепной игре Патриции Гоцци. Она совершенно убедительна в роли девочки-подростка, она начинает переход к взрослой жизни, но психологически не готова со всем этим справиться.
В фильме нет ничего откровенного, есть спорный момент, когда несовершеннолетняя Агнес вступает в сексуальную связь с Джозефом. Но несмотря на это, фильм не является эксплуатационным — персонажи и их мотивы четко прописаны в преддверии этой сцены, а конечный исход фильма не слишком романтизирует эти отношения.
Постановка яркая, но без излишеств, она очень хорошо передает непростое психическое состояние Агнес. Великолепная сцена, когда Агнес смотрит вверх на кружащих чаек, а камера оператора снимает ее сверху по спирали. Героиня стоит на скалах среди плещущихся волн, она умиротворена и счастлива в своем собственном изолированном мире. С другой стороны, сцена на городской улице характеризуется плотными, бешеными кадрами, где движение людей на улице превращается в хаотичное размытое пятно, поскольку для Агнес это слишком сложно, она не хочет воспринимать дезориентирующий кошмарный мир.
Появление Джозефа в жизни Агнес происходит на фоне бури, что знаменует переход к более сложной, менее беззаботной главе ее жизни. Позже во многих сценах камера принимает отчетливый наклон в сторону голландских углов, подчеркивая, насколько шатким становится сознание героини.
Хотя Гоцци здесь настоящая звезда, Мелвин Дуглас также великолепен в роли отца, из-за чувства вины он разрывается между тем, чтобы быть жестким и суровым, и тем, чтобы отпустить дочь. Гуннель Линдблом правдоподобна и очаровательна в роли сексуально активной молодой домработницы. Дин Стоквелл, пожалуй, самый слабый актер здесь — он слишком скован перед лицом сложной истории и острой темы. Его лучшие актерские работы еще впереди.
Rapture - необычный и противоречивый фильм, но, без сомнения, выдающийся.