Japson's Undeground: Классика нуара <
Статьи
Кино
Классика нуара
26-06-2021
Фильм: Большие часы
Movie: The Big Clock
Год: 1948
Режиссер: John Farrow
Страна: США
Пьянка-гулянка всегда была отличным поводом для завязки истории. В фильме режиссера Джона Фэрроу «Большие часы» персонаж Рэя Милланда попадает в неприятности из-за легких коктейлей после того, как его увольняют с работы и он собирается нажраться, понятно, что дело не кончится только коктейлями. В компании не с той женщиной, не в том месте и, как говорит нам название картины, не в то время. Роковым результатом становится убийство, совершенное в пылу страсти. Далее следует нетрадиционная история о кошках и мышках, в которой Милланд и Чарльз Лафтон противостоят друг другу, а ставкой является место на электрическом стуле. Используя фальшивого подозреваемого в убийстве в качестве приманки, главные персонажи ни перед чем не остановятся. По ходу развития событий напряженность растет. Кто сядет на электрический стул, а кто останется в живых?
Герой Рэя Милланда Джордж Страуд — ведущий редактор самого популярного еженедельного периодического издания «Janoth Publication» под названием «Crimeways». Этот журнал, по выражению Милланда, известен тем, что является «полицейским бюллетенем страны». Успех этого журнала во многом объясняется сверхъестественным умением Джорджа Страуда находить преступников, которые не хотят, чтобы их нашли. Метод, который ввел Страуд, называется «Система нерелевантных улик», на подозреваемого составляется профиль симпатий, антипатий, склонностей и других наклонностей, которые могут помочь в его задержании. Карьера Страуда стремится вверх, а брак трещит по швам.
Супружеские разногласия Страуда не волнуют героя Чарльза Лафтона, изображающего медиагиганта Эрла Джанота. Единственное, что волнует Джанота — это зарабатывание денег, контроль над своими сотрудниками и одержимость часами и пунктуальностью. Он ставит Страуду ультиматум: либо он остается и работает над большой историей, либо его увольняют с «черной меткой». Страуд выбирает последнее. Напоследок он решает залить горе с любовницей шефа Полин. Так получилось, что во время длительной попойки, он везде представляется, как Джефферсон Рэндольф. Именно, человека под таким именем ему поручат разыскать на следующий день, так как Джефферсона Рэндольфа подозревают в убийстве Полин. Итак, нашему герою необходимо запутать следы, пока он сам будет искать настоящего убийцу.
Этот неправдоподобный сценарий лежит в основе сюжета. Нестандартная игра в кошки-мышки, где Лафтон и Милланд попеременно меняются друг с другом ролями хищника и жертвы. Джордж Страуд использует свою технику выслеживания людей, чтобы теоретически выследить самого себя. Он не только должен помешать сотрудникам издательства найти его, но и убедить их в том, что он помогает процессу расследования. Он должен быть на шаг впереди всех, особенно Джанота.
Если вы думаете, что я рассказал весь фильм, то это не так. История довольно запутанная и имеет несколько хороших твистов на протяжении всего действия, что не дает оторваться от экрана. Сценарист Джонатан Латимер улучшил сценарий, добавив в него несколько умных диалогов, благодаря которым фильм идет бодро и не увязает в сложном сюжете. Милланд играет великолепно, его поведение меняется от приветливой дерзости в начале до сильного беспокойства по мере нарастания напряженности. Чарльз Лафтон просто великолепен. Персонаж Джанот — отвратительный деспот, но безрассудное поведение в сочетании с сухим чувством юмора делают его главным украшением фильма.
Самым впечатляющим визуальным аспектом фильма, безусловно, является операторская работа. Камера перемещается по сцене с изяществом и грацией, но делает это так, чтобы зритель не слишком осознавал ее присутствие. После знакомства с персонажем Чарльза Лафтона камера следует за ним вокруг его стола в зале заседаний, где он медленно обводит взглядом сидящих вокруг него подхалимов, предлагающих ему идеи о том, как увеличить число читателей. Отвергая одну за другой их идеи, он садится во главе огромного стола, но вскоре встает и покидает собрание. Благодаря тому, что режиссер Фэрроу снимает Лафтона, мы следим за каждым его движением в этой сцене, как будто камера имитирует глаза его подчиненных, следящих за каждым движением своего требовательного руководителя. Выбор кадров очень стильный, визуальное решение потрясающее, однако, режиссер уважает силу сценария и способность актерского мастерства, и умело использует это все в картине.
«Большие часы» - это небольшой легкий триллер, в котором присутствует правильное сочетание саспенса, юмора, действия и твистов, чтобы не заскучать во время просмотра. Фильм стоит посмотреть минимум пару раз, так как всё великолепие сценария, актерской игры и операторской работы за раз уловить невозможно.
Фильм был номинирован на премию Эдгара Аллана По за лучший фильм в 1949 году. В 1987 году вышел римейк фильма «No Way Out (Нет выхода)» с Кевином Костнером, Шон Янг и Джином Хэкменом.

Фильм: Перекрестный огонь
Movie: Crossfire
Год: 1947
Режиссер: Edward Dmytryk
Страна: США
Завязка этой культовой картины в следующем. Сэмюэлс, еврей, с честью демобилизованный после ранения во время Второй мировой войны, найден убитым в своей квартире. Подозрение падает на одного из трех мужчин, посещавших его. Митчелл — главный подозреваемый — страдает от последствий войны и его бумажник был найден на месте преступления. Детектив полиции Финлей выслушивает рассказы очевидцев, которые нам показаны в виде флэшбэков. Эти флэшбэки будут на протяжении всего фильма.
Фильм «Перекрестный огонь» инициировал две важные тенденции в жанре нуар: во-первых, он положил начало недолговечному поджанру «социальное послание», в котором были сняты некоторые из лучших фильмов цикла, а во-вторых, он положил начало карьере гиганта нуара Роберта Райана, чей диапазон и способность изображать порочных персонажей, возможно, непревзойденны в истории кино.
Игра Райана принесла ему номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, но кратковременное восхождение нуара в мейнстрим в 1947 году уменьшило его шансы на победу. «Оскар» достался Эдмунду Гвенну за фильм «Чудо на 34-й улице» (Miracle on 34th Street).
Фильм «Перекрестный огонь» также положил начало нуар-карьере Глории Грэхейм, которая максимально использовала свое короткое экранное время в роли Джинни Тремейн, дав нам представление о той глубине, которую она позже продемонстрирует в фильмах «Большая жара» (The Big Heat) и «В укромном месте» (In A Lonely Place).
Забыть такую актрису невозможно, в 1952 году она сыграет в фильме «Внезапный страх» (Sudden Fear) вместе с Джоан Кроуфорд. Про этот фильм я обязательно напишу. «Напряжение в воздухе», о котором говорит жертва убийства Сэмюэлс, было мастерски передано режиссером Эдвардом Дмитрыком и оператором Дж. Роем Хантом.
Исследователь нуара Джеймс Наремор, обсуждая фильм в книге «Больше, чем ночь: Фильм нуар в этом контексте» (More than Night: Film Noir in Its Contexts), дает нам более конкретное описание производственных элементов:
«Картина была снята в студии всего за двадцать четыре дня, и в силу необходимости в ней смешались условности реалистичной фотографии (четкое разрешение, проработанная глубина резкости и правдоподобно созданные источники света) с минималистичными художественными приемами, которые устранили необходимость в статистах или дорогостоящих декорациях. В результате получился потрясающий художественный и остросюжетный фильм, наполненный сексуальным подтекстом, который приглашает зрителей исследовать отношения между кино и снами».
Исходным материалом для Crossfire послужил роман «Кирпичная нора» (The Brick Foxhole) Ричарда Брукса, в котором жертва убийства не еврей, а гомосексуалист. В романе больше внимания уделяется основному столкновению Кили и антагониста. В экранизации это противостояние исключено, а на смену ему приходит сдержанное упорство философствующего полицейского Финлея во чтобы то ни стало найти убийцу. В результате игра в кошки-мышки между Финлеем (которого очень хорошо играет Роберт Янг) и злодеем становится главной точкой опоры фильма.
Как отмечают Наремор и другие, сцена, в которой подозреваемый в убийстве Митчелл впервые сталкивается с жертвой убийства Сэмюэлсом (еще одна прекрасная роль ветерана нуара Сэма Левена), имеет определенную сексуальную двусмысленность. Мужское товарищество, которое демонстрируется на протяжении всего фильма, имеет неизменно щекотливый оттенок, и оно никогда не изображается как абсолютно «нормальное». Выиграв войну, мужчины вернулись на родину и столкнулись с изменившимся окружением: в фильме «Crossfire» показана природа этой дезориентации и ее возможный потенциал для нанесения ущерба себе (эмоциональное расстройство Митчелла) и насилия по отношению к другим (неспровоцированные нападения Монтгомери).
Самый интересный персонаж — это мужчина в исполнении Пола Келли. Когда он прерывает сон Митчелла в квартире Джинни, он сперва называет себя мужем Джинни, но затем рассказывает несколько разных версий истории и в конце концов отрекается от всего сказанного. Он находится там же, когда Финлей и жена Митчелла приезжают, чтобы поговорить с Джинни и попытаться установить алиби для Митчелла, его появление в этой сцене построено аналогично его предыдущему появлению. Появляясь из ниоткуда, его присутствие является олицетворением социальных аномалий, поражающих мир в целом. Его присутствие — скользкая дорога, ведущая в бездну неопределенности, где люди ненавидят то, чего не понимают, и срываются на этом, а нужно всего лишь победить свои страхи.
В фильме играет легенда Голливуда – актер Роберт Митчум. Позже он признался, что ненавидел съемки в картине, его персонаж Кили настолько простой и неинтересный, что его мог сыграть любой начинающий актер. Ну а Глория Грэхейм призналась,что это одна из ее любимых ролей.
Режиссер Эдвард Дмитрык и продюсер Адриан Скотт попали под раздачу в «охоте на ведьм». Они стали первыми двумя «членами» печально известной «голливудской десятки». «Голливудская десятка» — это группа продюсеров, сценаристов и режиссеров, которые в апреле 1948 года предстали перед судом и были осуждены за неуважение к Конгрессу.
В последствии они были внесены в «черный список» и, таким образом, не могли работать в Голливуде. Это одна из причин почему такой отличный фильм не получил «Оскар».
 
Comments with:
A
B